«Сцена» и «место» как перспектива и элемент формирования идентичности современной адвентистской молодежи

Статьи 03.10.2023
Роман Кисаков,
директор Отдела адвентистского молодежного служения
Евро-Азиатского дивизиона

Двадцать лет назад общество было очень озадачено появлением большого количества молодежных субкультур, которые активно выражали сопротивление родительскому авторитету. Как же удалось разрешить это противостояние? Именно «сцена» стала удачной альтернативой и помогла молодежи реализовать себя, а старшему поколению приблизиться к молодежи.

Сегодня создаваемые молодежные группы характеризуются отсутствием ясной границы между стилем и идеологией, носят развлекательный характер и необязательно привязаны к ценностям, которые разделяют их участники. Это значительно усложняет процесс проповеди Евангелия современной молодежи, ведь в таком случае акцент приходится ставить не на ценностях, а на развлечении. Что необходимо сделать нам как церкви, чтобы перевести молодых людей из области развлечений в область размышлений о библейских ценностях и область действий? Для ответа на эти вопросы нам необходимо вернуться к двум важным для молодежи атрибутам их реальности: «сцена» и «место».

Сцена – это место представления нового продукта, значимого для молодежи, наделенного смыслом. Адвентистская молодежь – это действующие лица, а не зрители. Священное Писание и Дух пророчества точно определяют ожидания Бога от современной молодежи: ответственность и активное служение.

«”Сцена” соотносится с определенным стилем жизни. Это пространство, где каждый может что-то увидеть и быть увиденным» (Blum, 2001). Наша молодежь должна привыкнуть к церковной сцене, как к родному дивану. Молодежь должна чувствовать себя на церковной сцене комфортно, проявлять свои таланты и проповедовать на современном языке.

Исследования показывают, что помимо «сцены», на которой происходит действие и молодые люди получают возможность самореализации, есть и вторая важная привязка – «место».

Место – это и локальный контекст, особое пространство, которое избирается группой молодежи, наделяется смыслом и превращается в элемент коллективной идентичности. Таким местом может быть специально отведенное место для молодежи в местной общине или другое арендованное помещение, подготовленное для проведения молодежных встреч. Важно при этом не забывать, что место формирует привязанность и идентичность.

Можно ли сегодня сказать о том, что церковная молодежь многие годы была лишена «сцены» и «места», как основных элементов в создании церковной молодежной культуры и возможности самореализации, формировании идентичности?

Культурная ситуация позднего модерна и постмодерна характеризуется не стандартизацией и унификацией, а нарастающей дифференциацией и фрагментацией, отмечается нагромождение различий (Молодежь в городе, Е. Омельченко, С. Поляков, с. 93). Эти наблюдения не могут быть проигнорированы и ставят церковь перед вынужденными преобразованиями, созданием новой культуры молодежного служения.

Для современной молодежи крайне важно совместное действие, участие в определенном спланированном служении. Как отмечают современные исследования: «молодежные сообщества организованы не в соответствии с логикой согласия или сопротивления внешней идеологии, а посредством идентификации с создаваемыми кодами и границами, поддерживаемыми изнутри самим сообществом» (Lizardo, Skiles, 2008). Это значит, что молодежное сообщество должно создавать продукт, который бы их представлял. Предоставление возможности служения для церковной молодежи в различных проектах, предпочтительно «рожденных» и предложенных самой молодежью, является гарантом их роста и создания собственной молодежной культуры с ее «кодами» и «границами», которые будут вписываться во всемирный общецерковный культурный контекст.     

Современная церковь должна предоставить молодежи «сцену» и «место» для того, чтобы локализовать молодежную культуру в определенной географической локации, в которой будут создаваться смыслы, правила, культура, развиваться таланты и формироваться общая идентичность. 

Наша молодежь должна создать «место», которое станет символом/знаком групповой идентичности. Возможно, это будет молодежный класс в церкви, который нуждается в инвестиции. Это могут быть стены из прошлого века, но никак не дизайн из прошлого века. Место, которое привлекало бы молодежь, нуждается в инвестициях, современном облике. Следует отметить, что виртуальные стены Интернета не заменяют потребности в живой встрече в «реальной локации».  

Возвращаясь к «сцене», как к регулярному субботнему действию в жизни адвентистской молодежи, – это уникальная возможность формирования активного сообщества, совместно производящего контент и репрезентирующее некий жизненный стиль. Я называю это формированием устойчивой культуры служения среди адвентистской молодежи. Следует внедрять проекты, которые предполагают постоянную подготовку, активность, генерацию новых идей, то есть наличие «сцены» и «места», которые способствуют формированию групповой идентичности.

Хотелось бы, чтобы каждая община на территории Евро-Азиатского дивизиона уделяла достаточно внимания для подготовки комфортных условий для развития и служения молодежи и подрастающего поколения. Очень важно уйти от формальных заявлений о важности молодежного служения. Это приносит еще больший вред нашей молодежи.

Если в вашей церкви нет особого «места» для молодежи, то и ваша сцена будет пуста! Если сегодня на вашей сцене есть молодежь, но вы не предоставили им «место», которое молодые люди могли бы использовать для встреч и приглашения своих друзей, то ваша сцена постепенно опустеет.

В работе с молодежью очень важен искренний диалог и поиск возможностей. В этом диалоге очень важно учесть реальные потребности молодежи, особенности их возраста и, конечно, мы не можем жить в отрыве от общих тенденций, которые наблюдаем «за окном».

Я благодарен Богу за то, что в нашей церкви есть много молодых людей, которым можно доверить настоящее и будущее церкви.

Будем верить, молиться и действовать вместе с нашей молодежью!