
Анатолий
Симушов,
помощник
директора
Института
библейских
исследований
Евро-Азиатского
дивизиона
Первое послание Петра 3:7
У любого современного читателя Библии текст 1 Петр. 3:7 может вызвать, по меньшей мере, два вопроса. Во-первых, что значит «немощнейший сосуд»? Не предполагает ли этот образ более низкое, подчиненное положение жены (и даже женщины вообще)? Не является ли она кем-то вроде слуги или раба, нуждающегося в снисходительном отношении своего господина, то есть мужа (или мужчины)? И, во-вторых, как и почему игнорирование призыва Петра может стать препятствием для молитвы?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно, прежде всего, посмотреть на данное воззвание в более широком контексте. Читая Первое послание Петра, можно заметить, что цепочка рассуждений, ведущая к интересующему нас тексту, берет начало во второй главе. Указав на высокий статус народа Божьего, обретенного читателями-язычниками благодаря Иисусу Христу (1 Петр. 2:1–10), Петр обращается к ним с призывом «удаляться от плотских похотей… и провождать добродетельную жизнь между язычниками» (2:11–12а). По мысли апостола это будет добрым свидетельством и послужит, в конечном счете, Божьей славе (2:12б).
Что конкретно имеется в виду под «добродетельной жизнью», становится понятно далее. В первую очередь, это покорность земным властям, к которой Петр призывает в 2:13–17. Но этим добродетельная жизнь не ограничивается. Она также включает повиновение слуг своим господам (2:18–25), причем «не только добрым и кротким, но и суровым» (2:18). Подобно слугам есть определенные обязанности и у жен — повиноваться мужьям, в том числе, неверующим, и украшать себя кротким и тихим духом (3:1–6). И это тоже часть добродетельной жизни, которую Петр ожидает от своих читателей. Ею является и поведение мужей-христиан по отношению к своим женам (3:7). Наконец, добродетельная жизнь подразумевает единомыслие, сострадание, братолюбие, милосердие, смиренномудрие и непротивление злу насилием, к которым Петр призывает уже всех верующих без исключения (3:8–16).
Таким образом, 1 Петр. 3:7 является частью наставлений апостола о добродетельной, покорной и христоподобной жизни, которая должна характеризовать последователей Иисуса. Причем, как нетрудно заметить, прежде всего, их вера должна найти свое выражение в доме, который включал в древности не только мужа и жену, но и слуг. У каждого христианина, как члена того или иного домовладения, есть свои обязанности, верное исполнение которых является демонстраций покорности, ведущей к славе Божьей.
В случае с мужьями (формально, греческое слово anēr можно было перевести и как «мужчины», но предыдущие тексты, в особенности пример Авраама и Сарры, показывают, что в фокусе — семья) таких обязанностей две: обращаться благоразумно (букв. «согласно знанию») с женами и оказывать им честь. Поскольку Петр не уточняет, какое знание он имеет в виду, можно подумать, что речь идет о знании Бога и Его воли. Но построение предложения заставляет думать, что под знанием, определяющим отношение мужей к женам, понимается сказанное дальше, а именно, что женщины (греческое слово gynaikeios подчеркивает не столько семейный статус, сколько половую принадлежность) — это более слабые или более хрупкие сосуды. Вот как передает это один из современных переводов Нового Завета: «Точно так же и вы, мужья, относитесь с пониманием к женскому полу как к более хрупкому сосуду» (Новый Завет / пер. и коммент. А. С. Десницкого. М.: ГРАНАТ, 2025. С. 648).
Но не видим ли мы здесь бытовавшее в античности, а затем перекочевавшее к некоторым раннехристианским толкователям Библии, представление о том, что женщины с интеллектуальной и нравственной точек зрения ниже мужчин? Совершенно определенно можно сказать: «Нет!» Подобный взгляд не только противоречит общебиблейскому откровению (см. Рим 3:23; 5:6), но и вступает в конфликт с тем, что говорит сам Петр. Ведь буквально в следующем предложении он назовет жен «сонаследницами благодатной жизни», имея в виду, что они получают дар жизни наравне с мужьями.
В каком же смысле тогда они слабее? Намек дает греческое прилагательное в сравнительной степени astheneteros («немощнейший»). Петр называет жен не «слабым/хрупким сосудом», а «более слабым/хрупким сосудом». Это значит, что слабость или хрупкость, пусть и в разной степени, присуща как мужьям, так и женам. Она связана с тем, что все люди — сотворенные существа (см. Иер. 18:1-6; Рим. 9:20-21; 2 Кор. 4:7-11). Петр обращает внимание своих читателей на то, что в реалиях нынешнего бренного мира женщины физически слабее и социально уязвимее мужчин (факт хорошо известный как в древности, так и сегодня), и на основании этого призывает мужей бережно обращаться со своими супругами.
Однако мужья призваны выстраивать отношения с женами, ориентируясь не только на нынешнее земное положение вещей в нашем несовершенном мире, но и учитывая уже сейчас будущую славную небесную реальность. Ведь жена — не только более хрупкий сосуд. Она также сонаследница благодатной жизни, которая, исходя из 1 Петр. 1:4, еще ждет верующих. Поэтому мужья должны не только бережно обращаться с женами, но и оказывать им честь.
При этом ни «честь», ни упоминаемое далее отсутствие «препятствия в молитвах» никак не связаны с воздержанием от интимной близости с супругой, как понимали то некоторые в истории христианства. Речь идет не о воздержании, а об уважении, почтении, заботе и попечении со стороны мужа, о том, чтобы он воспринимал свою супругу как что-то дорогое и необычайно ценное.
Как же в таком случае понимать заключительные слова данного стиха «дабы не было вам препятствия в молитвах»? Является ли это препятствие просто результатом пренебрежения молитвой в дисфункциональной семье (как можно молиться во время распрей?) или же оно следствие божественного неприятия молитв, которые возносят мужья, пренебрежительно относящиеся к своим супругам? Судя по тому, что говорится в 1 Петр. 3:12 и Мф. 5:23–24, верно второе. И это придает воззванию Петра к мужьям, несмотря на то, что оно значительно короче наставлений, данных слугам и женам, исключительную важность.
Итак, обращаясь к мужьям-христианам, апостол Петр призывает их строить отношения со своими супругами, помня о двух перспективах — нынешней земной и будущей небесной. Согласно первой, жены — более хрупкие сосуды, то есть более слабые физически человеческие существа, и потому к ним нужно относиться с пониманием. Согласно второй, жены — наследницы дара жизни наравне с мужьями, и потому их следует уважать и ценить. От того, примут ли читатели это увещевание или нет, зависит не только мир и покой в их семьях, но и, что самое важное, их взаимоотношения с Богом.