«…И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» Есфирь 4:14.
История Эсфири известна каждому, кто хотя бы однажды прочитал Священное Писание. Время Эсфири, без сомнения, можно поставить в один ряд со временем «скорби Иакова». Вместе с тем, продуманные действия главных героев повествования показывают, что они не продиктованы безысходностью или отчаянием.
Несмотря на сковывающий страх за свою жизнь, мы видим направленные действия Мардохея и Эсфири ради спасения беззащитных и обреченных людей. Почему они решились действовать, несмотря на опасность, в которой находились сами?
Прежде всего, как на это указывает процитированный текст, они понимали время и принимали ответственность, продиктованную временем. Подобное отношение к своим обязанностям свойственно тому, кто со всей серьезностью принимает приглашение трудиться в Божьем винограднике.
Христианин, управляя своим временем, оставляет для Господа часть из всего, что имеет. Он знает, что жизненные силы не безграничны. Наши способности говорить, писать, обучаться, служить подвластны бренности физической жизни. И если в начале дневного пути не уделить времени своей душе, она останется в небрежении до вечера.
Начиная новый день, человек решает задачу выбрать, куда он потратит основной запас энергии. Выбор не слишком-то большой.
По сути, в наш технический век выбор останавливается между тремя, на первый взгляд, параллельными мирами: глобальный мир, окружающий социум и личная жизнь. Рассмотрите внимательно историю Эсфири и вы увидите, что она стояла перед таким же выбором. Но это не вся история.
Большую часть своей жизни мы мало обращаем внимание на вопросы глобального характера. Разве что, если они как-то влияют на наше благополучие. Да и жизнь окружающего общества мы оставляем в поле зрения сформированных гражданских органов и государства в целом.
Наша же личная жизнь — это наша сугубая ответственность. Кем бы мы ни являлись, нам приходится принимать ответственность за личную жизнь. Это полностью согласуется с ожиданиями Господа-Творца. Со временем мы расширяем понятие личной ответственности, включая заботу о родителях и членах уже своей семьи. У подавляющего большинства людей жизнь проходит именно в этом круге. Спросите знакомых об их приоритетах. Спросите, почему они считают себя добропорядочными гражданами? Первым их аргументом будет исполнение обязательств перед своей семьей.
Так размышляла Эсфирь до тех пор, пока не столкнулась с вызовом, превосходящим, казалось, её возможности. Нет сомнения, что ее выбор оказался бы таким же, как и выбор миллионов людей на земле, все еще не знающих о своем высшем призвании. Вопрос: «Не для этого ли времени…?» не имел бы смысла, если бы он не был уверен, что Эсфирь помнит уроки, усвоенные ею во время семейных встреч в его доме.
Вот почему Эсфирь — образец личности христианского мира, находящегося в тисках плотского приземленного мира, но обладающей огромной, духовной силой, способной изменить мир. Как сказал доктор Берт Бич (Dr. Bert Beverly Beach), в свое время — директор Отдела религиозной свободы и общественных связей Генеральной Конференции: «Мы — миссионерская церковь в мире, а не церковь, имеющая миссию для всего мира».
Мы не знаем, что чувствовала Эсфирь, когда столкнулась с выбором приоритетов. До этого момента вся надежда была на систему и случай. Но человеческие организации иногда дают сбой, а случай подчас обходит стороной. Тогда мы начинаем понимать, что есть иное измерение, мир духовный с его вечными последствиями для человека и человечества в целом.
Каждый христианин сталкивается с парадоксальной ситуацией. Просыпаясь утром, христианин видит перед собой не три, как большинство людей, а четыре задачи: глобальный мир, жизнь окружающего общества, его личная жизнь и семья, а также забота о Царствии Божьем. И подобно Эсфири мы иногда говорим: «Ну что же, если мне суждено сегодня умереть, значит, умру» (Есф. 4:16).
Внимательный читатель и исследователь Писания знает порядок приоритетов, который и является залогом успеха: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Дорогие братья и сестры, пасторы, служители, мы далеки от того, чтобы слепо идеализировать человеческие заявления. Ссылаясь на слова Иисуса, мы укрепляем веру в обещания Самого Бога Творца. Святые апостолы утверждали, что у Бога нет и тени перемены (Евр. 13:8, Иак. 1:17). Это означает, что слова, прочитанные христианином в первом веке, имеют ту же силу в веке XXI, и им можно доверять. Мы все из плоти и крови, нас преследует усталость и, если заботу о духовном мире мы помещаем в конец наших приоритетов, он так и останется недостигнутым нами. Наши слова о нём повиснут безжизненными декорациями. Никому не интересными, никого не привлекающими.
Что же из себя представляет духовный мир, в котором Эсфирь стала героем веры и победителем?
Прежде всего, последователь Иисуса проявляет верность в рутинных, на первый взгляд, действиях в своей семье. Писание многократно говорит об обязанностях родителей обеспечить свою семью хлебом, водой, одеждой и кровом. Подавляющее большинство родителей справляется с этой задачей превосходно.
Кризис последнего времени со всей очевидностью вскрывает важность одной детали в семейных отношениях. Именно эта деталь показывает членам семьи важность укрепления Божьего Царства на земле, необходимость его влияния на все процессы жизни. Каким бы привлекательным, духовным, эмоционально возвышенным и положительным ни было наше богослужение в церкви, оно не может заменить домашний семейный алтарь. Именно семейный алтарь залечивает раны, нанесенные нам жизнью, и утешает сердца.
Слова Иисуса, цитируемые нами из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), необходимо читать вместе со словами, в которых Он выражает стремление заботиться о Своём народе: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37). Слова Иисуса указывают на первейшую обязанность родителей — обеспечить духовную безопасность членов своей семьи и детей прежде всего.
Если мы ожидаем увидеть себя и своих детей героями — подобно Эсфири, если мы желаем восхищаться их благородством, умением принимать правильные решения, сочувствием даже к тем, кто его не заслуживает, добротой ко всему живому и к самой земле, как нашему дому, нам не обойтись без формирующего характер семейного алтаря.
Законы физического мира таковы, что ничего не появляется случайно или в одно мгновение. Всё требует роста и времени для развития. Поэтому Иисус сравнивал Божье Царство с семенем, которое бросают в землю, и оно начинает прорастать (Мф. 13).
Мы все желаем видеть нашу церковь живой, активной в своем служении Господу посредством служения миру. Этого можно достичь, делясь спасительной вестью о Христе. Эллен Уайт писала: «Церковь по замыслу Божьему призвана сотрудничать с Ним в деле спасения людей. Она создана для служения, и её задача — нести Евангелие миру» (Деяния апостолов, с. 5).
Каждую субботу с церковной кафедры служители Евангелия призывают общины к действию, вдохновляя членов церкви к личному благовестию, и эти призывы не умолкнут до скончания века. Потому что к этому призывает нас Господь.
В чем же причина равнодушия некоторых? Замечено, что вовлеченность в служение является результатом духовной зрелости христианина. Согласно исследованию, замечена закономерность — сколько времени члены церкви уделяют общению с Богом — столько они и благовествуют.
Дух пророчества раскрывает секрет данной закономерности и делает ее более понятной: «Эта работа (проповедь Евангелия) назначена нам Самим Господом… первое, чему должен научиться каждый — это не полагаться на свои собственные силы… Этому невозможно научиться ни в каких школах. Это плод мудрости, который можно обрести только у Божественного Учителя» (Желание веков, с. 250).
Оказывается, успех в благовестии условен. Да и само желание делиться вестью Евангелия является результатом этого условия. Успех в благовестии и желание его достигать зависят от времени, проведенного в классе Божественного Учителя.
Рассказывают историю о человеке, который в течение нескольких лет заводил мотор своей машины, съезжая с горки или прося кого-то толкнуть его машину. Когда он передавал свой автомобиль в пользование другому водителю, он провел инструктаж, как и где оставлять машину, чтобы завести её в следующий раз. Однако новый водитель попросил разрешения взглянуть на мотор и обнаружил разрыв в цепи зажигания, который легко было устранить.
Иногда создается впечатление, что мы толкаем машину Церкви, прилагая огромные усилия, тогда как она сконструирована Богом ездить под Его водительством. Удивительно то, что мы понимаем, как изменить картину: мы видим оторванный провод от Источника силы и знаем, что разрыв можно легко исправить, но продолжаем толкать.
Дорогие братья и сестры, нам нужно вернуться на исходные позиции. Апостол Павел написал: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол. 2:6).
Мы не знаем, сколько еще времени сможем назидать себя, укрепляясь в вере, сидя у ног Иисуса. По свидетельству тех, кто потерял свой кров в результате военных действий или природных катаклизмов, это можно делать в относительно мирное время, имея крышу над головой. Время скорби — это время подвигов веры, зародившейся и окрепшей в классе Божественного Учителя. Вера проявляет себя не только в гонениях или скорби. Вера подобно нежному зернышку взламывает бетон и обнаруживает, что ей «открывается новое поле деятельности» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 260).
Благодаря вере Эсфирь сказала: «Я пойду!» И вопреки страхам и худшим ожиданиям этот путь привел её не к гибели, а к спасению. То же самое произойдет и в вашей жизни! Доверьтесь Иисусу!