Молитвы за умерших

Статьи 03.04.2024
Евгений Зайцев, директор Института библейских исследований, доктор теологии

Вопрос: Можно ли найти в Библии обоснование практики молитв за умерших?

Ответ: Нет, библейских оснований для подобной практики нет, хотя некоторые богословы и пытаются аргументировать свою позицию в защиту таких молитв Священным Писанием. Один из текстов, который чаще всего приводится в качестве доказательства по данному вопросу, это 2 Тим. 1:16–18. В этом отрывке апостол Павел словами «да даст Господь милость дому Онисифора», якобы, соболезнует семье своего верного последователя, который посещал его в Риме во время заключения, но ко времени написания послания уже умер. А далее как бы следует молитва за самого Онисифора: «да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день (день суда)». Наконец, когда апостол передает приветы, он еще раз упоминает «дом Онисифора» без упоминания самого этого человека (2 Тим. 4:19). Тот факт, что все глаголы, относящиеся к Онисифору, стоят в прошедшем времени, а позже упоминается только его семья, позволил некоторым богословам предположить, что Онисифор был мертв. В частности, известный британский богослов Джон Келли считает, что данный отрывок представляет собой новозаветный пример молитвы за умерших (Kelly, J. N. D. A Commentary on the Pastoral Epistles — Timothy 1&2, and Titus. Peabody, MA: Hendrickson, 1987, 171).

Что можно ответить на это? Во-первых, никаких конкретных доказательств того, что Онисифор ко времени написания послания Павлом был мертв, нет. Все аргументы в пользу его кончины основаны на спекулятивных умозаключениях. Во-вторых, тот факт, что о нем говорится в прошедшем времени, свидетельствует о том, что его просто тогда уже не было в Риме.

Далее, сам по себе факт, что Павел молится об Онисифоре, доказывает, что он не умер, поскольку в Новом Завете постоянно звучит призыв молиться друг за друга, но нет даже намеков на то, что приемлема практика молитв за умерших. Многие богословы считают, что сама идея молитвы христиан за умерших противоречит принципу аналогии, как одному из базовых герменевтических ключей, применяемых к истолкованию Библии. Наконец, тот факт, что Павел не упоминает Онисифора в 2 Тим. 4:19, посылая приветствия находящимся в Ефесе, может легко объясняться тем, что в тот момент последний мог находиться где-то еще.

Гораздо чаще в защиту практики молитв за умерших ссылаются на текст из апокрифической книги 2 Макк. 12:44–45, где говорится следующее: «Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха». Здесь следует заметить, что апокрифические книги никогда не считались авторами Нового Завета богодухновенными и авторитетными в вопросах веры. Они их не цитировали, поскольку не воспринимали на том же уровне, на каком воспринимали ТаНаХ — священное писание Ветхого Завета. Поэтому и нам сегодня, формируя свою позицию по вопросу молитв за усопших, следует обращаться только к каноническому Писанию, признанному богодухновенным всеми христианами.

Следует признать, что практика молитв за умерших, неизвестная в библейской традиции, формировалась в христианской церкви на протяжении многих веков, впитывая в себя элементы чуждого Божьему откровению восприятия человека и его посмертной участи. Одним из первых отцов церкви, упомянувшем молитву за умершего, был Тертуллиан (начало III века): «Мы совершаем приношения за усопших и торжества в честь святых» (Тертуллиан «О венке воина», гл. 3). К пятому веку практика молитв за усопших утвердилась практически повсеместно.

Огромное влияние на закрепление данной практики в католической церкви оказали труды папы Григория Великого (VI век), очень влиятельного богослова в Западной церкви. В средние века в католицизме складывается представление о чистилище, как промежуточном месте между раем и адом, где находятся души нераскаявшихся в этой жизни грешников. Многие верующие стали думать, что с помощью молитв, совершаемых об умерших, возможно облегчить участь этих душ и сократить срок их пребывания в чистилище.

Православная церковь также, как и католическая, признает важность молитвы за усопших, но отрицает существование чистилища. Для Бога нет мертвых, считают православные, и потому искренние и усиленные молитвы могут достигать престола Божия и способствовать облегчению участи душ усопших.

Итак, практика молитв за усопших сформировалась в более поздней христианской традиции, но она не находит поддержки в Священном Писании. Согласно ясному учению Библии, спасение возможно обрести грешнику только при жизни, при условии покаяния. «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда… Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:4–5). Богодухновенный автор говорит, что надежда есть только у живых, потому что они обладают сознанием и чувствами. Только живой человек, осознающий свою греховность и принимающий верою предложенное ему во Христе спасение, может его обрести. После смерти невозможно рассчитывать на «второй шанс» обретения спасения, если человек ушел из жизни нераскаявшимся. Поэтому крайне важно молиться за людей, пока они еще живы и способны слышать голос Божий, зовущий их к покаянию.

Только то решение, которое человек принимает здесь и сейчас, в этой жизни, определяет его вечную судьбу. Как только он умирает, его ждет Божий суд (Евр. 9:27). Суд этот будет вершиться согласно той жизни, которую вел человек, и тех дел, которые он творил (Еккл. 12:13–14). Повлиять на вечную судьбу человека, который должен будет предстать пред судом Божьим, никто уже не сможет.

В чем опасность небиблейской практики молитв за умерших? А в том, что вера в силу молитвы за умерших, благодаря которой возможно изменить участь грешника, привносит в жизнь многих людей ложную надежду. Человек может положиться на молитвы своих близких, чтобы избежать наказания за свои грехи, и упустить возможность покаяния при жизни.

Господь предусмотрел единственный путь, благодаря которому можно избежать вечной смерти и обрести жизнь — это принять Иисуса Христа как Своего Спасителя и Защитника на Небесном Суде (1 Ин. 2:1). И сделать это нужно при жизни.