Молитва — это дыхание души

Дух Пророчества 03.04.2024

Всеволод Андрусяк, директор Центра исследований трудов Э. Уайт Евро-Азиатского дивизиона

Молитва — одна из сокровенных практик верующего человека. Молитва — это обращение человека к Богу. Господь заверяет нас: «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе» (Иер. 33:3). Верующие всегда с уверенностью обращались «к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать» (Евр. 4:16). Следуя наставлениям Господним, первые христиане «единодушно пребывали в молитве» (Деян. 1:14).

В ранний период Церкви АСД ее основатели также ценили преимущество молитвы. Эллен Уайт и первые адвентисты служат для современных христиан примером в вопросе молитвы. В своих трудах Э. Уайт много писала о молитве. Поисковая система по её трудам на английском слово «молитва» выдает 18445 раз, на русском — 6261.

Эллен Уайт принадлежит ряд известных высказываний о молитве. Прежде всего, её знаменитые слова о секрете успешной духовной жизни: «Молитва — это дыхание души. Это тайна духовной силы, и ее невозможно заменить чем-либо другим. Молитва тесным образом соединяет нас с Источником жизни и ставит нашу духовную жизнь на прочные рельсы» (Молитва. С. 12).

В трудах вестницы Божьей содержится много полезных советов относительно молитвы. По словам Эллен Уайт, молитва — это средство, которое «приближает… нас к Богу… В молитве мы открываем наше сердце Богу как другу. Это необходимо не потому, что Богу неизвестно, кто мы такие, но для того, чтобы помочь нам принять Его» (Путь ко Христу. С. 93).

По убеждению Э. Уайт, молитва открывает христианину доступ и определяет успех духовной жизни христианина: «Если ты потеряешь Небо, то потеряешь все, а если приобретешь Небо, то все приобретешь. Умоляю тебя, не соверши ошибки в этом вопросе. Речь идет о твоей вечной участи…» (Свидетельства для Церкви. Т. 2, 88).

По словам Эллен Уайт, жизнь христианина — это постоянный духовный рост и преобразование: «Цель молитвы не в том, чтобы произвести в Боге какую-то перемену; она приводит нас в гармонию с Богом» (От всего сердца. С. 17).

И Священное Писание, и Дух пророчества призывают нас постоянно молиться: «Воспитывайте привычку постоянно беседовать со Спасителем…» (Воздержание. С. 135). Никакие обстоятельства не могут помешать христианину молиться. «Обращаться в молитве к Богу уместно в любое время и на всяком месте… Даже среди уличного шума, в толпе или занимаясь своим обычным делом, мы можем обращаться к Богу…» (Путь ко Христу. С. 99).

Особое значение имеет личная молитва. По словам Эллен Уайт, «тайные молитвы, подобно фимиаму, поднимаются к престолу благодати…» (Там же. С. 98).

Говоря о публичных молитвах, Э. Уайт напоминает, что они должны быть «короткими, простыми и искренними»; она советует: «Будьте немногословны, но тщательно выбирайте слова» (Советы по работе Субботней школы. С. 125). Однако, она также напоминает, что «длинные молитвы утомляют слушателей», а причиной таких молитв является «пренебрежение тайной молитвой» (Служители Евангелия. С. 176).

Эллен Уайт не только много писала о молитве, но и сама много молилась. Ее современники отмечали ее личное отношение к молитве. Однажды на сессии Генеральной Конференции 1903 года она молилась такой молитвой: «О, мой Небесный Отец! растопи и подчини Себе наши сердца. Мы желаем полностью быть преданными Тебе… Мы любим Тебя, дорогой Спаситель… Приди, Господь Иисус, приди и прими нас такими, какие мы есть, и облеки нас в одежды Твоей праведности…» (Рукопись 16. 1903 г.).

Во время молитвы на собрании в 1905 году она воскликнула: «О, мой Спаситель, кто подобен Тебе? Никто не может спасти, кроме Тебя. Мы отдаем себя Тебе этим вечером…» (Проповеди и беседы. Т. 2, 273).

Вспоминая о том, как молилась Эллен Уайт, пастор Дж. Старр сказал, что никогда не слышал такого личного выражения любви к Иисусу, как в молитве у сестры Уайт: «Иисус, я люблю Тебя; я люблю Тебя, я люблю Тебя, Иисус!» (Пенсионные годы. С. 216).

Говоря о личной молитве, можно обратиться к дневнику Эллен Уайт, в котором она написала: «Я проснулась в три часа ночи. Я глубоко ощутила необходимость вверить свою беспомощную душу Иисусу Христу. Он — мой Помощник. Он — мое всё и во всём. Без помощи Святого Духа Божьего я слаба, как вода» (Рукопись 177. 1897 г.). Также в письме своему сыну Эдсону она описала, как молилась: «Господи, помоги мне. Я полна решимости вверить Тебе свою беспомощную душу. Сатана — разрушитель. Христос — восстановитель. Это Твое слово ко мне. Я постараюсь ходить верой» (Письмо 114. 1895 г. Биография Э. Уайт. Т. 4. С. 228).

Первые адвентисты и основатели Церкви АСД были людьми молитвы. Таким же был и Джеймс Уайт. В своих воспоминаниях об отце его сын Уильям Уайт описывал отца как человека, который «молился искренне и с торжественным благоговением» (Ревью энд Геральд. 13 февраля 1936 г.). Племянница Джеймса Уайта Лилиан Белден вспоминала, как он часто уходил один и молился на «уединенных чердаках или сеновалах», когда «солнце садилось… он вздымал руки для молитвы» (Письмо. 19 января 1913 г.), умоляя Бога до тех пор, пока не получал ответа. Джеймс считал молитву священным долгом; она никогда не заменяла активные действия в духовной и практической христианской жизни. Для него молитва и действие шли рука об руку.

В период формирования вероучения новой Церкви основатели Адвентистского движения много молились. О них мы читаем, что «Джозеф Бэйтс, отец Пирс, пастор (Хайрам) Эдсон и другие… взыскали истину, как скрытое сокровище…, вместе настойчиво и горячо молились и исследовали Писание…; они молились об обретении света свыше и вникали в Слово Божье…» (Избранные вести. Т. 1, 206).

Настойчивость в молитве, по убеждению Эллен Уайт, важное условие для получения просимого: «Непрестанная молитва — нерушимый союз нашей души с Богом, благодаря которому жизнь от Бога вливается в нашу жизнь, и мы радуем Его чистотой и святостью своей жизни» (Путь ко Христу. С. 97).

Говоря о постоянстве в молитве, следует помнить, что «Бог не требует, чтобы мы стали монахами или отшельниками, чтобы мы удалились от людей с целью посвятить себя служению Ему. Человек, который ничего не делает, а только молится, вскоре перестанет молиться, или же его молитвы будут совершаться только по привычке. Когда люди уклоняются от общественной жизни, от своих христианских обязанностей, они перестают прилежно трудиться для Господа» (Путь ко Христу. С. 101).