История ВСАСДа — Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня

Тема номера 11.04.2023
Алексей Опарин,
профессор.

Д. О. Юнак

К 160-летию создания Генеральной Конференции Церкви АСД

В 2023 году отмечается 160-летие создания Генеральной Конференции Церкви христиан адвентистов седьмого дня. На фоне ныне происходящих в мире событий этот юбилей приобретает особенно важное значение. К сожалению, в наши дни иногда раздаются голоса: «А зачем нужна всемирная организация адвентистской церкви? Зачем нужно централизованное подчинение? Зачем нужны конференции и унионы? Зачем отправлять десятины из местной общины? Зачем поддерживать далекие миссионерские проекты?» И т. д.

Вот почему данный юбилей — это не только повод еще раз посмотреть на славное прошлое нашей Церкви, но в контексте этого еще раз проанализировать, для чего последователям Иисуса Христа необходима всемирная организация. Зачем она нужна лично каждому члену церкви.

Во-первых, Всемирная организация обеспечивает сохранение библейской истины. Сегодня существуют сотни одних только протестантских деноминаций, каждая из которых утверждает, что базируется сугубо на библейском учении, но даже самое элементарное сопоставление их учения и того, что говорит Библия, показывает огромную разницу. Примечательно также, что в разные исторические периоды отделившиеся от адвентистской всемирной церкви различные группы со временем настолько отходили от библейских истин, что сегодня их даже сложно назвать христианскими.

Периодами возникающие лжеучения, например, такие как отрицание божественности Христа и Святого Духа, умаление или отрицание авторитета Духа Пророчества, внедрение новых толкований, особенно книг Даниила и Откровения, попытки насаждения иудаистских толкований и взглядов в учение Церкви адвентистов седьмого дня нуждаются в грамотном их опровержении на основании Библии, анализе, помощи заблудшим, что возможно только при наличии Всемирной организации, обладающей системой университетов, Библейских институтов, комитетов.

Во-вторых, Всемирная организация обеспечивает функционирование системы адвентистского образования. На сегодняшний день адвентистская церковь обладает лучшей в мире системой образования, совмещающей в себе всестороннее не только просвещение, но и воспитание личности от детского сада до университета. Подобная масштабная система возможна только при наличии всемирного типа организации, планирования, финансирования.

В-третьих, Всемирная организация церкви обеспечивает функционирование медицинской адвентистской системы здравоохранения.

«Адвентистская медицина, согласно Библии, придерживается концепции целостного отношения к здоровью, воздействуя не только на его физическую, но и на духовную, душевную, социальную составляющие. Это в немалой степени согласуется с определением здоровья, которое дает ВОЗ». Сотни санаториев и центров реабилитации, медицинских университетов с мировым именем — это то, чем обладает сегодня медицинское служение адвентистской церкви, которое даже близко невозможно было бы осуществить каким-либо общинам или объединениям в одиночку.

В-четвертых, Всемирная организация церкви позволяет организовать по всему миру проповедь Евангелия, достигающую самых отдаленных уголков земли. Проповедь Евангелия — это главная миссия, которую Христос поручил Своей Церкви. И только при наличии организации, соответствующего планирования и финансирования можно организовывать различные программы, строить храмы и молитвенные дома, поддерживать Всемирное адвентистской радио, телевидение, издательства.

Библия также повествует нам, какой четкостью организации отличались ветхозаветная и новозаветная церковь. Мы видим направленную, хорошо спланированную деятельность левитского священства и апостолов.

Исследуя историю адвентистской церкви на территории бывшей Российской империи и СССР, мы также видим четкое понимание, как руководителями церкви, так и отдельными ее членами, важности сохранения церковной организации даже в самых неблагоприятных условиях. Объем статьи, конечно же, не позволяет даже тезисно осветить все аспекты, связанные с историей церковной организации на территориях бывшей Российской империи и в регионах СССР. Поэтому мы сфокусируем внимание на одном из самых сложных ее периодов в годы атеистического авторитаризма. Материалы по истории данного периода были собраны мною в течение многих лет совместно с ныне покойным пастором Дмитрием Онисимовичем Юнаком, и потому я с глубоким уважением и всей ответственностью включаю его, как соавтора данной статьи.

Довоенный период ВСАСДа

В результате Октябрьской революции 1917 года, последующей затем Гражданской войны и образования первого в мире пролетарского государства Церковь христиан адвентистов седьмого дня была вынуждена осуществлять свою деятельность и структурную организацию с учетом сложившихся реалий.

29–30 сентября 1920 года в Москве был собран Четвертый Всероссийский съезд Церкви АСД, на котором было образовано семь унионных конференций и был организован Всероссийский (Федеративный) Союз АСД (ВСАСД). В основу Устава ВСАСДа был положен Устав дивизиона ГК. На съезде были избраны: председатель ВСАСДа — Г. И. Лебсак, секретарь-кассир — Л. Л. Войткевич. В совет вошли: Г. И. Лебсак, О. Э. Рейнке, Б. Х. Шмидт, К. А. Рейфшнейдер, И. А. Львов, Я. Я. Вильсон, Г. К. Лебсак, ре­визор (аудитор) — Т. Я. Вегеле.

16–23 августа 1924 года в Москве состоялся Пятый Всесоюзный съезд адвентистов седьмого дня. Председателем ВСАСДа вновь был избран Г. И. Лебсак.

В Энцик­лопедии АСД 1966 года говорится: «Федерация АСД в СССР… тео­ретически рассма­тривалась, как дивизион Всемирной Церкви АСД и была упомянута в 1929 году в Ежегоднике ГК (Year Book) как Федерация (дивизион) АСД в СССР». (SDA Encyclopedia, Commentary Reference Series, R&H, 1966. v.10, p. 402). При этом с 1929 года связь Церкви АСД в СССР со Всемирной Церковью АСД прекратилась из-за начавшихся в стране репрессий на её служителей и членов церкви с целью искоренения самой Церкви.

Итак, в 1927 году, согласно статистического отчета, приве­ден­­ного в журнале «Голос Истины» № 4 за 1927 год, ВСАСД объединял шесть унионов, 15 местных кон­­ферен­ций и 15 миссионерских полей:

– Центральное миссионерское поле: Москва и Мос­ков­ская область — напрямую подчинялось ВСАСДу.

– Северная унионная конференция, председатель Г. И. Лебсак, после 1924 года — Л. Л. Вой­­т­кевич. Офис рас­по­лагался в Ленинграде. В неё входили: Невская, Северо-Западная, Верхне-Волжская конференции и Беломорское миссионерское поле.

– Всеукраинская (до этого — Западно-Украин­ская, Южно-Российская) унионная конферен­ция, председатель — И. А. Львов. Офис ра­с­­­по­ла­гался в Киеве, в неё входили: Средне-Днепровская, Черноморская, Подольская, Волынская, Азовская конференции; Нижне-Днепровское, Верхне-Днепровское и Киевское миссионерские поля.

– Юго-Восточная (Южная, Южно-Российская) унионная конференция, в её состав вошла и Каспийская унионная конференция, председатель Я. Я. Вильсон, до 1923 года унион возглавлял К. А. Рейфшнейдер. Офис располагался в Ростове-на-Дону, в неё входили: Кубано-Черноморская и Средне-Кавказская конференции; Закавказское, Донское и Крымское миссионерские поля.

Восточная (позже Северо-Восточная) унионная конференция, председатель Г. И. Цират. Офис располагался до 1924 года в Саратове, а после — в Самаре. В неё входили: Волжская и Нижне-Волжская конференции; Средне-Волжское и Средне-Азиатское миссионерские поля.

– Сибирская унионная конференция, председатель Б. Х. Шмидт. Офис располагался в Омске. В неё входили: Западно-Сибирская, Средне-Сибирская, Иртышская конференции; Омское, Северно-Сибирское и Восточно-Сибирское миссионерские поля.

– Дальневосточная унионная миссия, председатель Г. А. Раус. В неё входили: Приморское, Амурское и Забайкальское миссионерские поля.

По итогам 1927 года ВСАСД объединял 338 общин и 248 групп с 12697 членами церкви. Территорию обслуживали 56 ру­коположенных проповедников, 27 благовестников, 54 биб­лейских работника и 25 других работников — всего 162 слу­жителя.

12–19 мая 1928 года в Москве, в храме святых Петра и Павла прошёл Шестой Всесоюзный съезд АСД. В нём участвовало 84 делегата. Среди принятых резолюций съезда была и навязанная извне резолюция об отношении адвентистов седьмого дня к воинской службе, которая по своему содержанию резко отличалась от резолюции, опубликован­ной в Декларации Пятого съезда, проходившего в 1924 году: «Шестой Всесоюзный съезд настоящим разъясняет и поста­новляет, что АСД обязаны отдать “Кесарево кесарю, а Божие Богу”, неся государственную и военную службу во всех её видах на общих для всех граждан за­конных основаниях». (Декларация Шестого Всесоюзного Съезда Адвентистов Седьмого Дня, ВСАСД, 12–19 мая 1928 г.).

На съезде в своём докладе Генрих Лебсак поднял воп­рос о необходимости реорганизации унионов по линии их укрупнения “в целях более равномерного их обслуживания и сокращения технического аппарата”. На самом же деле — этот вопрос был навязан извне. В параграфе 18-м принятых резолюций Шестого Съезда АСД читаем: “Разделить ВСАСД на четыре об­ластных союза (униона): Северо-Восточный унион — центр г. Москва, 2652 члена церкви; Всесибирский унион — центр г. Новосибирск, 2922 члена церкви; Всеукраинский унион — центр г. Киев, 5073 члена церкви; Юго-Восточный унион — центр г. Ростов-на-Дону, 2672 члена церкви”. Всего — 13319 членов церкви. (Отчёт Шестого Всесоюзного Съезда АСД, ВСАСД, 12–19 мая 1928 г. Москва, ул. Б.-Яки­манка, 31, с. 14–15, 18). Этот съезд стал началом свертывания активной работы и самоликвидации сильной в структурном плане Церкви адвентистов седьмого дня в СССР.

26–28 декабря 1931 года в Москве созывается пле­нум ВСАСДа для решения вопроса о дальнейшей деятель­ности Всесоюзного Совета в соответствии “с современ­ны­ми потребностями духовной жизни наших общин и групп и… для избрания исполнительного органа”. (Теп­поне В. В. Из истории Церкви адвентистов седьмого дня в России. Калининград. 1993, с. 108). Участники пленума утвердили предложение о реорганизации Всесоюзного Союза в Единый Союз Адвентистов Седь­мого Дня в СССР, с единым центром, правлением (советом) и кассой. Общины и группы сохраняли полную самостоя­тель­ность в своей внутренней жизни и присо­единя­лись напрямую к Единому Союзу на добровольных нача­лах, принимая на себя обязательство согласовывать свою деятельность с Союзом в духовных вопросах. Таким обра­зом как бы сохранялась единая организация АСД, на са­мом же деле распускались унионные структуры. Всем общинам и группам предписывалось провести перерегистрацию в соответ­ствии с законом о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 года. В решениях пленума ВСАСДА отмечалось, что деятельность Цер­кви АСД в СССР свертывается в связи с неблагоприят­ным отношением властей к религии в нашей стране.

В феврале 1934 года Советом ВСАСДа было при­ня­то решение пригласить для работы в администрацию ВСАСДа руководителя Западно-Сибирского края — Г. А. Гри­горьева. Почти сразу после этого в начале 1934 года все члены ВСАСДа были арестованы и осуждены. В 1938 году руководителя ВСАСДа Генриха Лебсака не стало. По одним данным он умирает от болезней и тюремных условий, по другим — он был расстрелян в подвалах ярославской тюрьмы.

На этом история довоенного ВСАСДа завершается.

Послевоенный период ВСАСДа

В результате проведенной в Тегеране встречи И. В. Сталина, У. Черчилля и Т. Рузвельта наметилось потепление отношения властей СССР к религии. Так, в частности, в 1943 году правительством был создан Совет по де­лам Русской Пра­вославной Церкви, а в 1944 году — Со­вет по делам ре­ли­гиозных культов при Совете Министров СССР.

В 1945 году Г. А. Григорьев начал работу по восста­нов­лению ВСАСДа и стал ходатайствовать перед Советом по де­лам религиозных культов о том, чтобы пригласить в Мос­кву некоторых проповедников для помощи в работе. Были приглашены проповедники: Ф. В. Мель­ник, А. Г. Галладжев и был сфор­ми­рован первый послевоенный Административный комитет ВСАСДа. В конце 1945 года в общины АСД в Украине, Латвии, Эстонии, Белоруссии и других республик были направлены письма, в которых новое руководство ВСАСДа просило своевременно высылать в центр статистические и финан­со­вые отчеты.

В 1947 году из Латвии в Москву переехал один из видных проповедников — П. А. Мацанов для того, чтобы возглавить издание журнала. Впослед­ствии П. А. Мацанов стал заместителем председателя ВСАСДа. В Москву также были приглашены опытные проповед­ни­ки, которым ВСАСД вручил справки «Уполномоченных от Всесоюзного Союза АСД» для того, чтобы возглавить работу Церкви АСД в союзных республиках Прибалтики, на Украине, в Молдавии, Белоруссии и других. Так определились новые орга­ни­зации Церкви на уровне республиканских образований. Постепенно восстанавливалась разрушенная структура Церкви АСД в СССР. Съезды проводить возможности не было. Регистрация общин в послевоенное время осуществлялась только лишь на протяжении двух лет.

С 1947 года Советы по делам ре­лигий в Союзных Республиках перестали регистрировать общины. Государство регистрировало только лишь общины присоединённых западных территорий к СССР, и то с условием объединения нескольких общин в одну: так из 81 общины Балтийского униона было зарегистрировано лишь 44. В России оставались зарегистрированными лишь общины в Москве, Горьком (Нижнем Новгороде), Симферополе, Ставрополе и Ростове-на-Дону. В Ленинграде, других российских городах и регионах: в Сибири, на Дальнем Востоке, а также в республиках Средней Азии и Закавказья — в регистрации общин было отказано, там адвентисты находились на нелегальном положении и испытывали преследования. Но Бог вёл Свою Церковь и в таких стеснённых обстоятельствах.

Г. А. Григорьев вспоминал: «Дать какие-либо сведения о работе периода 1941–1944 годов не представляется возможным…, но общины функционируют… Отсутствуют проповедники: некоторые заняты на государственных работах, некоторые выбыли после арестов, некоторые призваны на военную службу, потому ощущается большая нужда в рукоположенных проповедниках…» (Григорьев Г. А., Адвентисты Седьмого Дня в России. Краткий исторический очерк. Машинописная рукопись. Москва. 1946, с. 11). За время репрессий 1930-х годов были осуждены более 150 служителей и не менее 3000 активных членов церкви. И на начало 1960-х годов в живых из них осталось лишь около 5 %.

На 1 января 1947 года в Статистическом отчёте ВСАСДа значится 209 общин с 13815 членами церкви, включая 1087 членов церкви рассеянных (незарегистрированных государством). Незарегистри­рованным общинам приходилось очень сложно. Они, прак­тически, были отрезаны от ВСАСДа, им приходилось проводить богослужения неофициально, подвергаясь преследованиям, штрафам и судам.

На 1 января 1952 года Церковь АСД в СССР имела 15071 члена церкви регистрированных и 2475 членов церкви не регистрированных, всего 17546 членов церкви в 192 общинах.

12 марта 1952 года после тяжёлой болезни Г. А. Гри­горь­ев скон­чал­ся в возрасте 74 лет. Перед своей смертью своим сотрудникам он завещал трудиться в единстве, памятуя, что в этом сила Церкви. Приехавшие на похороны Г. А. Григорьева респуб­ли­канские и областные руководители Церкви АСД, члены Совета ВСАСДа провели Внеочередной Пленум Всесоюзного Союза АСД, на котором об­язанности председателя ВСАСДа были возло­жены на П. А. Мацанова. Также был избран Президиум (Административный комитет) ВСАСДа в составе пяти служителей: Мацанов Павел Андреевич — председатель, Яковенко Василий Дмитриевич — заместитель пред­­седателя, Галладжев Алексей Георгиевич — секретарь и кассир, Мельник Фёдор Васильевич — член совета, ответственный за Церковь АСД на Украине и Кулыжский Степан Павлович — член комитета и пастор Московской Церкви АСД.

Последующая активная миссионерская деятельность, проявленная П. А. Мацановым (так, в декабре 1954 года, когда членство Церкви АСД в стране выросло ещё более чем на тысячу человек и достигло 15927 регистрированных членов церкви и 2644 члена — не регистрированных, всего 18571 члена церкви в 193 общинах), крайне не понравилась властям, и когда они убедились, что П. А. Мацанов не изменит своей позиции и не пойдет на компромиссы, власти изъяли у него справку всесоюзного председателя и возложили обязанности на заместителя председателя — В. Д. Яковенко. Лишился регистрационной справки за принципиальную позицию и Ф. В. Мельник.

После настойчивых ходатайств членов Московской общины АСД и членов ВСАСДа власти разрешили собраться руководящим проповедникам в апреле 1955 года для избрания нового руководства ВСАСДа. Был избран но­вый пред­­седатель ВСАСДа — Степан Павлович Кулыж­ский. Заместителем Кулыжского и проповедником Московской церкви избран П. Г. Сильман. Пастор А. Ф. Парасей из­бран секретарем-кассиром, а вместо него назначен руководителем Церкви в Молдавии — Н. А. Ярута. А. Г. Галладжев переведён из Ростова-на-Дону председателем Церкви АСД по Украине. А. И. Чолдерс избран старшим про­по­вед­ником Церкви АСД по Латвии. Вошел в Совет ВСАСДа и П. А. Мацанов, продолжавший негласно осуществлять руководство церковью. Однако, как только власти поняли истинную роль Мацанова, уже на следующем пленуме ВСАСДа 1956 года они вынудили исключить его из членов ВСАСДа, оставив только пастором Ростовской общины.

В декабре 1960 года власти обвинили руководство ВСАСДа в нежелании следовать курсом сворачивания духовной деятельно­сти и отступления от принципов Библейского учения — и закрыли Всесоюзный Совет АСД, оста­вив местные церкви на самоуправление. После закрытия ВСАСДа вся докуме­нтация, библиотека, денежные средства и имущество были конфискованы и вывезены из канцелярии. Были ликвидированы организационные структуры Церкви АСД и в республиках СССР. На начало 1960 года Церковь АСД в СССР имела 21184 члена церкви в 187 общинах, без учёта незарегистрированных общин.

Церковь АСД в Советском Союзе осталась официально без руко­водства, но служители продолжали неофициально и дальше руководить Церковью АСД. Во многих городах под разными предлогами закрывались молитвенные дома. Возобновились репрессии.

Так, прекратил свое существование послевоенный ВСАСД, но деятельность Церкви не только не сворачивается, но, освободившись от давлеющего контроля атеистических властей, приобретает активный миссионерский характер, благодаря чему в считанные годы основываются десятки новых общин, в Церковь вливаются сотни новых членов. При этом Церковь АСД продолжает существовать и функционировать согласно курсу Всемирной Адвентистской церкви. Работают церковные отделы. Нелегально переводятся и печатаются на пишущих машинках отчёты съездов Генеральной Конференции, чтобы верующие в СССР были в курсе деятельности Всемирной Церкви. Именно благодаря сохранению возможной на тот период церковной организации и удалось достичь всего этого. И хотя власти, видя крах своих планов по уничтожению Церкви, вновь пытаются неоднократно вмешиваться в её внутреннюю жизнь, служители Евангелия продолжают честно исполнять свой долг, понимая всю важность и ценность всемирного церковного единства. Между тем время атеистической идеологии близилось к завершению. Крушение СССР открывает новую славную страницу в деятельности Церкви адвентистов седьмого дня, формировании в новых условиях её организации, направленной на эффективную проповедь Евангелия.