Церковь Остатка — не элитный духовный клуб

Тема номера 24.07.2023

Гэри Краузе,
директор Адвентистской миссии Генеральной Конференции

«Опасная ситуация», «возможность ядерного уничтожения», «крупномасштабное истребление человеческой жизни, вызванное экологическим кризисом», «угрожающие проблемы массового голода и перенаселения», «неопределенные политические, социальные и экономические условия», «широко распространенные расовые и национальные беспорядки», «беспрецедентное ощущение незащищенности, беспокойства» и «настойчивый поиск безопасной жизни и стабильного существования». Угнетающие слова из сегодняшних новостей? Нет. Все они взяты из одной монографии, написанной адвентистским ученым Герхардом Хазелом полвека назад 1.

В своей книге «Остаток» Хазел проследил концепцию Божьего остатка с ранних дней истории человечества. Он утверждал, что идея остатка всплывает в критические моменты, когда люди ощущают, что их жизни угрожает опасность2. Перед лицом смутного времени и хаоса «настойчивый призыв пророка обратиться к Богу с верой, уверенностью и доверием» является единственным основанием для спасения. Если мы обратимся к Богу всем сердцем, получим «истинную безопасность, настоящий мир, подлинную любовь и нерушимую надежду с уверенностью, что являемся членами Остатка»3.

Катализатор — не клуб

Спустя полвека, после того, как Герхард Хазел написал эти слова, мы нуждаемся в надежде и уверенности больше, чем когда-либо. Но вместе с этой надеждой и уверенностью приходит и ответственность. Остаток — это не эксклюзивный религиозный клуб, фокусирующийся на собственных нуждах, удобстве и безопасности. Он не обладает доступом к секретному паролю и кодам, дающим особые благословения от Бога, недоступным для других. Несомненно, он сосредоточен и поддерживает библейскую истину, но, что не менее важно, он живет согласно истине. И вместо того, чтобы сосредоточиться на себе, он стремится поделиться этой истиной.

Остаток — это не элитный духовный клуб, а катализатор общества, призванный нести благословение, изменять и любить человечество. Это катализатор, провозглашающий Божью весть надежды и спасения по всему миру. Много веков назад пророк Исаия описал Его Остаток, как идущий к тем, «которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей». Их задачей было «возвестить народам славу Мою» (Ис. 66:19).

Остаток — это не элитный духовный клуб, а катализатор общества, призванный нести благословение, изменять и любить человечество. Это катализатор, провозглашающий Божью весть надежды и спасения по всему миру.

Библейский Остаток не только заявляет об этой славе на словах и рассказом о своих отличительных доктринах. Он демонстрирует эту славу своим образом жизни. Библейские пророки вновь и вновь говорят остатку Израиля и Иуды, что Бог устал от слов. Он желает увидеть преображенную жизнь народа. Пророк Амос осуждает «остаток Иосифа» за их нечестность и пренебрежительное отношение к бедным (Амос 5:7, 12, 15). Также и пророк Захария называет Остаток проклятием, потому что он не обращает внимания на страдания других и не заботится о вдовах, сиротах, пришельцах и бедных (Зах. 7:9, 10; 8:13, 1-я ч.).

Но Захария говорит, что, если он (Остаток) изменит свое поведение, то станет «благословением» народов (Зах. 8:13). Это благословение побудило бы людей из разных стран и народов, говорящих на разных языках, устремиться в Иерусалим на поиски Бога. Представляя этот прекрасный сценарий, Захария говорит: «Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах. 8:23).

Это миссионерское видение того, чем мог бы быть Остаток.

Сопротивление Остатка

Верный библейский Остаток также противостоит и окружающему его культурному и политическому давлению. Подобно лососю, плывущему против течения, Остаток тоже идет против течения. Он протестует и противостоит преобладающим религиозным системам, противящимся Божьим ценностям. Остаток стремится прославить Божье имя, но не участвует ни в каких состязаниях за популярность. В книге Откровение говорится, что Остаток конца времени будет окружен развращенностью, отступничеством и преследованием. Но он останется верен своей миссии: он соблюдает Божьи заповеди и имеет «свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17). Такое же описание мы находим и в 14 главе Откровения, сразу же после Трехангельской вести: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). Перед лицом тех, кто противостоит или игнорирует Божьи пути, Остаток остается твердым и сохраняет свои взгляды.

Остаток подобен движению сопротивления против верований и систем, установленных в противовес Божьей истине. Верный, сопротивляющийся Остаток из Откровения живет в послушании Богу. И он может с радостью присоединиться к трём ангелам в провозглашении Вечного Евангелия «всякому племени, и колену, и языку, и народу», направляя их к Богу-Творцу, оповещая их о надвигающемся суде и предупреждая, что лживые системы поклонения являются тупиком (Откр. 14:6–11).

Эта миссия преобладала в умах адвентистов седьмого дня и 160 лет назад, когда в 1863 году из маленькой группы они организовались во всемирное движение — Генеральную Конференцию. Миссия была главным вопросом и тогда, когда в 1903 году в мире насчитывалось менее 78 000 адвентистов, и они всё ещё были малым Остатком из других христианских деноминаций, «малым стадом», как они часто сами называли себя.

Но служение адвентистов уже в те годы, в начале 20 века оказывало свое положительное влияние, охватывающее многие страны. Адвентисты старались быть добрыми соседями, хотя им также приходилось противостоять господствующим взглядам и нравам окружающего общества. Адвентисты были некурящими, непьющими, вегетарианцами, реформаторами здоровья. Они выступали миротворцами в конфликтах. Они заботились о бедных и больных. Они поклонялись Богу в седьмой день. Бог, Которого они любили, согласно Библии, не бросал грешников в вечный огонь придуманного людьми ада. И продолжая этот список, люди отмечали, что жизнь и поведение христиан адвентистов отличается от общей массы общества. Являясь Остатком, Церковь Божья стремилась прославить Его имя, но не участвовала ни в каких состязаниях за популярность.

Вот каким должен быть верный Остаток. Он имеет контркультурную миссию сопротивления. Он меняет общепринятые устои, одновременно являясь благословением для общества. Он сохраняет верность Богу и делится с миром Его вестью спасения. Эта весть своевременная и вечная. И, вновь выражаясь словами Герхарда Хазела, это единственная весть, которая дает «истинную безопасность, настоящий мир, подлинную любовь и нерушимую надежду».

  1. Герхард Ф. Хазел, Остаток: история и богословие идеи остатка от Бытия до Исаии, (Berrien Springs: Mich.: Andrews University Press, 1972), с. vii.[]
  2. Там же, с. 402.[]
  3. Там же, с. 403.[]