
Евгений Зайцев,
доктор теологии,
кандидат
философских наук,
преподаватель
Заокского
университета
На современном этапе развития общества отмечается явная девальвация семьи как ключевого социального института. Пропагандируются свободные от каких-либо обязательств близкие отношения, поиски «красивой» любви за пределами брака. Еще одна серьезная проблема угрожает сегодня институту традиционной семьи. Это пропаганда однополой любви и легализация однополых союзов. На данный момент 37 стран мира, общее население которых составляет более одного миллиарда человек, узаконили доступ однополых пар к браку. Все это заставляет нас серьезно задуматься над вопросом, что же представляет собой семья и каковы ее истоки?
Согласно библейскому повествованию, человек — творение Божье. Исторические корни человека в Боге Творце, Создавшем человека по Своему образу и подобию. В Быт. 1:27-28 подчеркивается, что быть человеком значит быть мужчиной и женщиной. Бог сотворил человека как биполярное существо. Таким образом, половое различие, считает Дэвидсон, является одной из базовых составляющих первоначального устройства человечества1.
Библейское описание сотворения человека по образу и подобию Божьему является определяющим для христианской концепции брака, которая, по сути, изложена в Быт. 2:18, и 21-24: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».
Из этого отрывка следует, что брак — это не просто сексуальные отношения, одобренные обществом, брак в первых главах Бытия подразумевает божественное измерение. В Быт. 2:18 записаны слова Бога: «сотворю ему помощника». Именно Бог решил создать «подходящую спутницу» для мужчины. Затем именно Бог «привел ее к мужчине» (2:22), чтобы она стала его женой. Известный современный еврейский автор Наум Сарна комментирует: «Как отмечено в мидраше, [описанное] вполне может указывать на образ Бога, играющего роль сопровождающего, который ведет невесту к жениху. Без сомнения, текст передает идею о том, что институт брака установлен Самим Богом»2.
Из отрывка Быт. 2:21-24 ясно, что первый брак имел место между одним мужчиной и одной женщиной. Уолтер Вегнер справедливо замечает: «Если мы правы, рассматривая союз Адама и Евы из Бытия 1 и 2 как семью, какой ее желает видеть Бог, то не может быть никаких сомнений в том, что брак, представленный для подражания древнему Израилю, был моногамным»3.
Далее, из представленной в Быт. 1 и 2 картины ясно, что первый брак имел место между двумя людьми противоположного пола, т.е. первоначальная форма брака была гетеросексуальной. Тот факт, что поручение «размножаться» (Быт. 1:28) может быть выполнено только посредством людей противоположного пола, дополнительно подтверждает ту точку зрения, что изначальная модель брака, установленная Богом, была однозначно гетеросексуальной.
Первый брачный союз, описанный в Быт. 2:24 и узаконенный Самим Богом, должен был стать эталоном на все последующие времена. Как замечает Дэвидсон, текст Быт. 2:24, излагающий библейское богословие брака, «делает гетеросексуальный брак мужчины и женщины райским образцом на все времена. Разделение людей на мужчин и женщин, гетеросексуальный брак, включающий союз между мужчинами и женщинами (не мужчин с мужчинами, и не мужчин/женщин с животными!), с самого начала составляют божественную парадигму для человечества»4.
Продемонстрировав наглядно то, что изначальный брак в Эдеме был моногамным и гетеросексуальным, естественно возникает вопрос: какое значение имеет эта первая модель брака для последующих поколений людей? Является ли она всего лишь желательной, но необязательной? Или этот первый брак следует рассматривать как неизменный стандарт, как библейское предписание?
Здесь важно обратить внимание на то, что текст Быт. 2:24, который представляет собой, по сути, утверждение о первом браке, начинается с еврейского термина cal-ken, переведенного как «потому». Это слово часто встречается в отрывках, где автор объясняет причину соблюдения определенных правил и законов. В свое время известный англиканский богослов, специалист в области Ветхого Завета, Герберт Райл признал, что «предложение, начинающееся со слова ‘потому’, обеспечивает применение или связь древнего повествования с более поздними временами»5. Таким образом, установив моногамный, гетеросексуальный брак прародителей человеческого рода, Бог определил, чтобы эта модель стала нормативной для супружеских отношений для последующего человеческого рода на все времена. По словам Серено Дуайта: «Это Великий Первоначальный Закон Брака, обязательный для всей человеческой семьи»6. Говоря об этом первом браке, Эллен Уайт замечает: «Бог дал Адаму одну жену — показывая всем, кто должен жить на земле, свой порядок и закон в этом отношении»7.
Нет нужды еще раз подчеркивать, какую ключевую роль могут играть перечисленные выше библейские наставления в современной ситуации, когда сам институт традиционной семьи оказался под угрозой исчезновения. Сегодня, когда институт семьи переживает серьезный кризис, Церковь адвентистов седьмого дня призывает всех своих последователей укреплять свои личные семейные отношения, созидать их на любви, взаимоуважении и понимании, чувстве ответственности, как перед Богом, так и друг перед другом, и перед обществом.
- Ричард Дэвидсон, Пламя Яхве: Сексуальность в Библии [пер. с англ. Г.Г. Ястребова]. – Москва: ЭКСМО, 2015, 31.[↩]
- The JPS Torah Commentary: Genesis, commentary by Nahum M. Sarna (Philadelphia: Jewish Publication Society, 1989) 23.[↩]
- Walter Wegner, “God’s Pattern for the Family in the Old Testament,” in Family Relationships and the Church: A Sociological, Historical, and Theological Study of Family Structures, Roles, and Relationships, Marriage and Family Research Series, ed. Oscar E. Feucht (Saint Louis: Concordia, 1970), 29.[↩]
- Ричард Дэвидсон, Пламя Яхве: Сексуальность в Библии, 32.[↩]
- Herbert E. Ryle, The Book of Genesis, The Cambridge Bible for Schools and Colleges (Cambridge, England: Cambridge UP, 1921), 39. См. также, Gordon J. Wenham, Genesis 1-15, Word Biblical Commentary (Waco, TX: Word, 1987), 70.[↩]
- Цит. по Ron du Preez, «The God-Given Marital Mandate: Monogamous, Heterosexual, Intrafaith» in Journal of the Adventist Theological Society, 10/1-2 (1999): 33.[↩]
- Ellen G. White, The Story of Redemption (Washington, DC: Review and Herald, 1980), 75.[↩]